Штрафы за карантин 2020

Штрафы за короновирус
Штрафы за короновирус

Многих граждан города Воронеж беспокоит вопрос о том, почему не вводится режим ЧС? Почему до сих пор официально не объявлен карантин, а жителям города грозят штрафы на нарушение режима самоизоляции? Есть ли в этом правовые основания или же штрафы налагаются незаконно? В настоящей статье мы расскажем о правовых основаниях наложения штрафа на граждан за нарушение действующего режима самоизоляции.

Штрафы за карантин в Воронеже - нормативная база

03.04.2020 введен в действие указ губернатора Воронежской области №138-у “О мерах по обеспечению на территории Воронежской области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19”

Этим указом была ограничена работа многих организаций и предприятий, за исключением товаров первой необходимости и иных, которые указаны в постановлении правительства. В свою очередь, для граждан, так же были введены ряд ограничений, которые коснулись практически каждого человека в городе Воронеж.

Теперь, согласно вышеназванного указа, а так же внесенных поправок в КоАП, а именно – в ст. 20.6.1, административная ответственность наступает в случае неисполнения правил поведения, установленных при введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. При этом, достаточным основанием, будет объявление режима повышенной готовности, а не карантина или ЧС, поэтому полагать, что “карантина нет, а за режим самоизоляции не оштрафуют” будет не правильно.

Так же, необходимо отдельно упомянуть правила, о нарушении которых идет речь.
Эти правила были введены Правительством РФ, на основании постановления №417 от 02.04.2020 “Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации”

Первый пункт правил устанавливает, что “Граждане и организации обязаны выполнять решения правительства РФ, Правительственной комиссии или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”.

Этим положением правила наделяют местные органы самоуправления полномочиями по определению необходимых мероприятий в период ЧС и угрозы ЧС, в том числе и в период повышенной готовности, о чем было объявлено губернатором Воронежской области.

Гражданам, на основании пункта “Г” части 4 правил, запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Далее, как следует из указа Губернатора Воронежской Области, режим самоизоляции, как ограничительная мера – применяется ко всем гражданам, вопреки неверным убеждениям о запретах лишь тем, кто имеет заболевание короновирусной инфекцией или лица преклонного возраста, старше 65 лет (пункт 5 указа Губернатора).

Таким образом, под угрозу наказания подпадают все категории граждан и организаций, независимо от возраста или заболеваний.

Что запрещено при режиме самоизоляции для граждан?

  • Запрещено покидать место проживания (исключением может служить работа, мед помощь, приобретение товаров, выгул животных)
  • Запрещено посещать парки культуры и отдыха ;
  • Указ обязывает граждан соблюдать дистанцию не менее 1 метра до других граждан;
  • Запрещена работа организаций и предприятий, за исключениями, предусмотренными указом;

Режим самоизоляции не карантин ! Могут-ли меня оштрафовать?

Выше мы перечислили ряд нормативных правовых актов, которыми урегулирована настоящая ситуация с режимом самоизоляции. Все эти законы и подзаконные акты необходимо рассматривать и применять во взаимосвязи, из чего вытекает следующее:

  • Законом о "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" установлена обязанность граждан соблюдать требования должностных лиц местного уровня (в нашем случае - Губернатора Воронежской области) при режиме ЧС.
  • Правила №417 от 02.04.2020 дополняют предыдущее положение закона, обязав граждан соблюдать требования должностных лиц, в том числе и в период повышенной готовности.
  • Местным подзаконным актом устанавливаются правила поведения населения в регионе при объявлении режима повышенной готовности, а именно указом Губернатора Воронежской области №138-у от 03.04.2020.
  • Кодекс об административных правонарушениях дополняется статьей 20.6.1, которая предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения в период действия режима повышенной готовности (который в настоящее время действует на территории городского округа г. Воронежа), а так же статьей 6.3, которая применяется для организаций и юридических лиц, нарушивших положение указа Губернатора.

Таким образом, режим самоизоляции хотя и не является по своей природе карантином или режимом ЧС, однако может иметь все правовые последствия для его нарушителей. Поэтому у органов государственной власти есть все законные основания оштрафовать нарушителей режима самоизоляции.

Власти не могут ничего запрещать без режима ЧС

Такое утверждение будет так же неверным. Все те меры, которые приняты в настоящий момент- основаны и действуют на основе законодательства.

Еще один закон, который закрепляет возможность ограничительных мер со стороны органов муниципальной власти был принят в 1994 году и действует по настоящий момент. Это ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Пункт 6 статьи 4.1 Закона устанавливает три режима:

  • Повседневный режим (при отсутствии риска возникновения ЧС);
  • Режим повышенной готовности (который сейчас введен и действует на территории региона);
  • Непосредственно режим чрезвычайной ситуации

Пунктом 10 Закона, как в период действия ЧС, так и режима повышенной готовности, власти могут:

  • ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
  • определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
  • определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  • приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
  • осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Подведем итог:

Исходя из приведенных положений извлечения Закона, можно сделать вывод, что власти могут и наделены всеми необходимыми полномочиями для введения ограничений в период самоизоляции (повышенной готовности), за неисполнение которых законом предусмотрен штраф до 40 000 рублей для граждан и более 100 тысяч рублей для организаций.

Поэтому штраф за нарушение режима самоизоляции вполне реальная мера, которую будет очень сложно обжаловать в суде.