Возврат неисправного телевизора в магазин по защите потребителей
Публикуем обзор судебного дела по возврату неисправной техники в магазин Мвидео, где наш клиент приобрел дорогостоящий телевизор Samsung с витрины магазина, о чем в последующем сильно пожалел.
Когда по закону можно вернуть телевизор в магазин в течении 14 дней или по гарантии
Законодательство о защите прав потребителей очень лояльно к покупателям и наоборот, предъявляет строгие требования к продавцам и организациям, занимающимся розничной торговлей. Продажа бытовой техники — не исключение.
В целом, обмен и возврат телевизора мало чем отличается от телефона и другой категории вещей, однако следует учитывать, что любое устройство с ЖК-дисплеем по закону признается технически сложным, что накладывает ряд ограничений при их возврате или обмене.
Так, в случае обнаружения дефекта в телевизоре, покупатель имеет права, закрепленные в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», но с некоторыми оговорками:
14 дней
- В течении 14 дней вещь можно вернуть лишь в том случае, если им никто не пользовался, иначе возврат продавцу исправного телевизора будет невозможен. Его распаковка из коробки эксплуатацией не является. Однако, если на вилке кабеля, допустим, будут следы от розетки - магазин правомерно откажет менять товар.
- В отличие от простых товаров, телевизор нельзя поменять или вернуть при первой же поломке, так-как это технически сложное изделие (и это требование закона). Если телевизор сломался - требуйте ремонт. Это законное требование магазин должен будет исполнить.
Гарантия
Возврат технически сложных товаров по гарантии, к которым относится телевизор возможен в нескольких случаях:
- Если, к примеру, в нем сломался ЖК-дисплей, чинить который экономически нецелесообразно или его ремонт будет сопоставим с ценой целого телевизора
- Если дефект проявился снова после ремонта (тот же самый дефект, с которым вы обращались в СЦ)
- Если в течении каждого года гарантии (на самсунг, сони, LG и другие, это, как правило, 1 год) телевизор находился в ремонте свыше 3 месяцев по причине различных поломок
- Если продавец отказал вам в возврате, не имея на то законных оснований, или вообще не увидел дефекты, которые действительно имеются (или не захотел их увидеть что бы не возвращать деньги)
Судебный процесс по возврату
Как мы указали в предыдущем пункте, если вы обращались к продавцу и просили починить неисправность, но продавец ее не увидел — вы вправе требовать вернуть деньги за телевизор.
Именно в такой ситуации оказался наш клиент.
В его случае телевизор Samsung имел неисправности в виде вертикальных полос на экране, которые видны невооруженным глазом. Однако магазин М-видео, где он приобретался, этот дефект, по каким то причинам не увидел и дал ответ покупателю, что отказывается его менять.
После этого, почувствовав обман со стороны продавца, который заявил, что полосы это техническая особенность, а не недостаток, покупатель обратился за юридической помощью в наше бюро.
Те самые горизонтальные полосы экрана из-за которых мы вернули этот ЖК-телевизор в магазин
Что было сделано
- По правилам гражданского законодательства была составлена и направлена претензия по юридическому адресу магазина Мвидео с требованием заменить изделие
- Ответ на претензию вообще не последовал, хотя наше письмо магазин все таки получил
- Далее был составлен иск в суд о возврате телевизора с имеющимися недостатками и назначено заседание по делу
Судебный процесс
В суд, на удивление, никто из представителей М-видео не явился, но юрист компании направил ходатайство и просил отложить заседание, так как был очень занят в тот день. Само собой, суд его просьбу не удовлетворил и продолжил рассматривать дело без представителя М-видео.
Далее у судьи обоснованно возник вопрос: а есть ли в телевизоре недостатки?
В заседании на обсуждение был поставлен вопрос о назначении судебной экспертизы, с чем мы согласились, но просили суд возложить обязанность по оплате экспертизы на магазин, так-как телевизор был на гарантии и именно продавец должен был ее проводить.
Экспертиза телевизора в суде
Дождавшись назначения экспертизы судом и звонка от эксперта, наш клиент передал товар на экспертизу, которая длилась без малого 1 месяц.
По результатам осмотра, эксперт дал свое заключение, в котором указал примерно слудующее
- Горизонтальные полосы и пятна на дисплее появились не из-за неправильной эксплуатации, а в результате длительного показа статичных изображений на экране, что привело к выгоранию самого ЖК дисплея
- Показ статичных изображений мог осуществляться лишь на полке магазина и скорее всего товар был витринный
- Ремонт целесообразен лишь в том случае, если покупатель хочет его заменить, так-как замена дисплея обойдется в 85% стоимости самого изделия (что неудивительно, потому как кроме дисплея там остаются лишь кнопки, пластик и пульт управления)
- Так же эксперт отметил, что не видит нарушений условий эксплуатации товара со стороны покупателя.
Результат рассмотрения дела
После того, как результаты экспертизы были переданы в суд, судом было назначено последнее заседание по делу, в которое представитель магазина снова не явился и просил провести экспертизу заново. Суд ему в очередной раз отказал и рассмотрел дело по существу.
Решение было в нашу пользу. Только вместо возврата телевизора, конкретно в этом деле, клиент просил его заменить.
Суд обязал ООО «МВМ» (Мвидео) заменить товар ненадлежащего качества, при этом, за нарушение прав потребителей взыскал с магазина потребительский штраф в пользу покупателя в размере 50% стоимости товара (это почти 60 000 рублей).
Решения судов имеются в открытом доступе, поэтому ознакомиться с ним вы можете по ссылке ниже:
Стоимость ведения дела
Всего по времени на получение результата по делу было затрачено 3 месяца, не считая составления претензии о возврате и ожидания ее получения магазином (срок на ответ всего 10 дней).
Цена подобного дела в суде составляет всего 45 000 рублей за все действия и этапы работы адвоката.
В комплекс работ входило:
- Анализ судебной практики на конец 2022 по аналогичным вопросам
- Составление искового заявления о возврате и претензии
- Составление вопросов эксперту и подготовка ходатайства в суде
- Участие в 3 судебных заседаниях
Выгода, которую получил наш клиент
- Бракованный телевизор был обменян на новый (при чем клиент пользовался им почти год)
- Расходы на наши услуги оплатила проигравшая сторона, то есть магазин М-видео
- Клиент получил почти 60 000 рублей на руки в виде штрафа за нарушение его прав
- Магазину пришлось компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей.
Частые вопросы юристу по возврату бытовой техники
Все публикуемые вопросы были заданы в процессе ведения дел или возникли на практике в ходе судебного рассмотрения.
Купил телевизор в эльдорадо, через три дня после гарантии сгорел дисплей можно ли вернуть
Гарантия не означает невозможность возврата технически сложного товара. Закон устанавливает не только гарантию на товар (то есть срок, когда продавец, в данном случае магазин эльдорадо, будет нести ответственность за поломку и бесплатно ее устранять), но и срок службы
Срок службы как правило составляет 2 и более года. Если дисплей сгорел не по вине скачка напряжения или неправильной эксплуатации — вернуть этот товар в эльдорадо или поменять можно.
Телевизор сломался на 7 день после покупки, но продавец предлагает только ремонт, можно ли вернуть товар, а не ремонтировать
Возврат будет возможен, поскольку недостаток был выявлен в 15-дневный срок от момента покупки.
В 2023 году в Закон о защите прав потребителей внесли поправки и теперь срок для возврата при поломке товара составляет 15 дней, а не 14 как раньше.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара — ст. 18 Закона
Суд отказал в возврате телевизора, хотя правда была на моей стороне - не работал модуль wi-fi, и не подключался к интернет
Поскольку наши специалисты не участвовали в деле и не знакомы со всеми обстоятельствами, можем предположить лишь несколько случаев почему суд отказал в возврате:
- Вай-фай модуль не такой дорогостоящий элемент, что бы менять весь товар целиком. Возможно в этом случае необходимо было ставить требование о ремонте, но не о замене товара (при условии что дефект не является повторным или существенным)
- Были неправильно заявлены требования в претензии изначально
- Истец не доказал, что поломка произошла по причине брака изделия, а не по вине покупателя (если вышел гарантийный срок)
В любом случае, рекомендуем не пожалеть время и проконсультироваться с юристами по защите прав потребителей, учитывая что консультации в 99% совершенно бесплатны.