Возврат неисправного телевизора в магазин по защите потребителей

возврат телевизора, экспертиза

Публикуем обзор судебного дела по возврату неисправной техники в магазин Мвидео, где наш клиент приобрел дорогостоящий телевизор Samsung с витрины магазина, о чем в последующем сильно пожалел.

Когда по закону можно вернуть телевизор в магазин в течении 14 дней или по гарантии

Законодательство о защите прав потребителей очень лояльно к покупателям и наоборот, предъявляет строгие требования к продавцам и организациям, занимающимся розничной торговлей. Продажа бытовой техники — не исключение.

В целом, обмен и возврат телевизора мало чем отличается от телефона и другой категории вещей, однако следует учитывать, что любое устройство с ЖК-дисплеем по закону признается технически сложным, что накладывает ряд ограничений при их возврате или обмене. 

Так, в случае обнаружения дефекта в телевизоре, покупатель имеет права, закрепленные в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», но с некоторыми оговорками:

14 дней

Гарантия

Возврат технически сложных товаров по гарантии, к которым относится телевизор возможен в нескольких случаях: 

  • Если, к примеру, в нем сломался ЖК-дисплей, чинить который экономически нецелесообразно или его ремонт будет сопоставим с ценой целого телевизора
  • Если дефект проявился снова после ремонта (тот же самый дефект, с которым вы обращались в СЦ)
  • Если в течении каждого года гарантии (на самсунг, сони, LG и другие, это, как правило, 1 год) телевизор находился в ремонте свыше 3 месяцев по причине различных поломок
  • Если продавец отказал вам в возврате, не имея на то законных оснований, или вообще не увидел дефекты, которые действительно имеются (или не захотел их увидеть что бы не возвращать деньги)

Судебный процесс по возврату

Как мы указали в предыдущем пункте, если вы обращались к продавцу и просили починить неисправность, но продавец ее не увидел — вы вправе требовать вернуть деньги за телевизор. 

Именно в такой ситуации оказался наш клиент.

В его случае телевизор Samsung имел неисправности в виде вертикальных полос на экране, которые видны невооруженным глазом. Однако магазин М-видео, где он приобретался, этот дефект, по каким то причинам не увидел и дал ответ покупателю, что отказывается его менять.

После этого, почувствовав обман со стороны продавца, который заявил, что полосы это техническая особенность, а не недостаток, покупатель обратился за юридической помощью в наше бюро.

Те самые горизонтальные полосы экрана из-за которых мы вернули этот ЖК-телевизор в магазин

дефекты телевизора при возврате в магазин
возврат телевизора из-за горизонтальных полос

Что было сделано

Судебный процесс

В суд, на удивление, никто из представителей М-видео не явился, но юрист компании направил ходатайство и просил отложить заседание, так как был очень занят в тот день. Само собой, суд его просьбу не удовлетворил и продолжил рассматривать дело без представителя М-видео.

Далее у судьи обоснованно возник вопрос: а есть ли в телевизоре недостатки? 

В заседании на обсуждение был поставлен вопрос о назначении судебной экспертизы, с чем мы согласились, но просили суд возложить обязанность по оплате экспертизы на магазин, так-как телевизор был на гарантии и именно продавец должен был ее проводить.

Экспертиза телевизора в суде

Дождавшись назначения экспертизы судом и звонка от эксперта, наш клиент передал товар на экспертизу, которая длилась без малого 1 месяц. 

По результатам осмотра, эксперт дал свое заключение, в котором указал примерно слудующее

  • Горизонтальные полосы и пятна на дисплее появились не из-за неправильной эксплуатации, а в результате длительного показа статичных изображений на экране, что привело к выгоранию самого ЖК дисплея 
  • Показ статичных изображений мог осуществляться лишь на полке магазина и скорее всего товар был витринный
  • Ремонт целесообразен лишь в том случае, если покупатель хочет его заменить, так-как замена дисплея обойдется в 85% стоимости самого изделия (что неудивительно, потому как кроме дисплея там остаются лишь кнопки, пластик и пульт управления)
  • Так же эксперт отметил, что не видит нарушений условий эксплуатации товара со стороны покупателя.
выводы эксперта о дефекте телевизора самсунг с вертикальными полосами экрана

Результат рассмотрения дела

После того, как результаты экспертизы были переданы в суд, судом было назначено последнее заседание по делу, в которое представитель магазина снова не явился и просил провести экспертизу заново. Суд ему в очередной раз отказал и рассмотрел дело по существу.

Решение было в нашу пользу. Только вместо возврата телевизора, конкретно в этом деле, клиент просил его заменить. 

Суд обязал ООО «МВМ» (Мвидео) заменить товар ненадлежащего качества, при этом, за нарушение прав потребителей взыскал с магазина потребительский штраф в пользу покупателя в размере 50% стоимости товара (это почти 60 000 рублей).

Решения судов имеются в открытом доступе, поэтому ознакомиться с ним вы можете по ссылке ниже:

Стоимость ведения дела

Всего по времени на получение результата по делу было затрачено 3 месяца, не считая составления претензии о возврате и ожидания ее получения магазином (срок на ответ всего 10 дней).

Цена подобного дела в суде составляет всего 45 000 рублей за все действия и этапы работы адвоката.

В комплекс работ входило:

Выгода, которую получил наш клиент

  • Бракованный телевизор был обменян на новый (при чем клиент пользовался им почти год)
  • Расходы на наши услуги оплатила проигравшая сторона, то есть магазин М-видео
  • Клиент получил почти 60 000 рублей на руки в виде штрафа за нарушение его прав
  • Магазину пришлось компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей.
частые вопросы

Частые вопросы юристу по возврату бытовой техники

Все публикуемые вопросы были заданы в процессе ведения дел или возникли на практике в ходе судебного рассмотрения. 

Купил телевизор в эльдорадо, через три дня после гарантии сгорел дисплей можно ли вернуть

Гарантия не означает невозможность возврата  технически сложного товара. Закон устанавливает не только гарантию на товар (то есть срок, когда продавец, в данном случае магазин эльдорадо, будет нести ответственность за поломку и бесплатно ее устранять), но и срок службы 

Срок службы как правило составляет 2 и более года. Если дисплей сгорел не по вине скачка напряжения или неправильной эксплуатации — вернуть этот товар в эльдорадо или поменять можно. 

Телевизор сломался на 7 день после покупки, но продавец предлагает только ремонт, можно ли вернуть товар, а не ремонтировать

Возврат будет возможен, поскольку недостаток был выявлен в 15-дневный срок от момента покупки.

В 2023 году в Закон о защите прав потребителей внесли поправки и теперь срок для возврата при поломке товара составляет 15 дней, а не 14 как раньше.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара — ст. 18 Закона

Суд отказал в возврате телевизора, хотя правда была на моей стороне - не работал модуль wi-fi, и не подключался к интернет

Поскольку наши специалисты не участвовали в деле и не знакомы со всеми обстоятельствами, можем предположить лишь несколько случаев почему суд отказал в возврате:

  • Вай-фай модуль не такой дорогостоящий элемент, что бы менять весь товар целиком. Возможно в этом случае необходимо было ставить требование о ремонте, но не о замене товара (при условии что дефект не является повторным или существенным)
  • Были неправильно заявлены требования в претензии изначально
  • Истец не доказал, что поломка произошла по причине брака изделия, а не по вине покупателя (если вышел гарантийный срок)

В любом случае, рекомендуем не пожалеть время и проконсультироваться с юристами по защите прав потребителей, учитывая что консультации в 99% совершенно бесплатны.